Студент четвертого курса РЭА им. Плеханова заядлый любитель виртуальных и прочих деловых игр Юрий Берченко пока не собирается завязывать со своим хобби. Зато уже весной планирует начать работать в международной компании, в виртуальной игре которой Trust by Danone его команда вышла в международный финал.

— Юрий, вы сейчас учитесь в Австрии — как так получилось?

— Это не моя заслуга, просто я участвую в обмене студентами между РЭА и Венским экономическим университетом. Я проходил только внутренний университетский конкурс и поскольку я отличник, получаю, например, потанинскую стипендию, то меня отправили в числе других на один семестр в Вену.

— А вы и там продолжаете играть в виртуальные игры?

— Нет, здесь просто мне было бы сложно собрать команду, ведь русских тут почти нет, а австрийцы редко интересуются чем-то подобным. У многих моих однокурсников уже построенная карьерная перспектива. Им интересно попутешествовать по Европе, а не в виртуальную игру играть. Ведь это мне трудно найти работу, поскольку я приехал в Москву из Ставрополя, живу в общежитии. Мне приходится находить пути самому, и один из них — участие в деловых играх.

— Когда вы в них начали играть?

— В прошлом году, на третьем курсе. Мне очень понравилась деловая игра Фонда Потанина, когда мы выехали на два дня в санаторий, один из которых был полностью отведен под игру. В итоге я получил стипендию. Потом решил попробовать еще что-то подобное. Стал участвовать в Business Battle, Trust by Danone. Во второй игре вышел в финал и ездил в Париж вместе с командой победителей. Мы представляли Россию в офисе Danone в Париже. И всей нашей команде предложили работу в московском офисе этой компании. Теперь одна наша девушка работает там в HR-отделе (отдел по персоналу), а трое других ребят — в закупках. Они все работают part-time помощниками менеджера, так что им удается совмещать работу и учебу. Мне тоже предложили работу, но я попросил отсрочку на год: все-таки я считаю, что на третьем курсе начинать работать рано. Так что собираюсь начать работать в Danone весной.

— А еще в каких играх участвовали?

— В ГУ-ВШЭ в чемпионате по решению кейсов, в “Формуле успеха” в МГУ. Но это скорее не виртуальная игра по управлению компанией, а просто решение кейсов.

— И чем отличаются виртуальные игры?

— Большой разницы нет, потому что все это работа в команде. Хотя, например, в Danone ты презентуешь свой результат, слайды мастеришь, и это главное. А в Business Battle важнее поднять стоимость акций компании, принять правильные для этого решения. Нам это не совсем удалось. Просто некоторые члены команды начали говорить: “Зачем нам это нужно? Мы просто тратим время, думая над этими бумажками”. Короче, в итоге мы вели нашу команду вдвоем на финале и проиграли. Все-таки другие соревновались по четверо-пятеро.

— Сколько времени уходит на игру в Business Battle?

— Иногда пару раз по три часа в неделю — это в Business Battle, а иногда и всю ночь можно просидеть. Но мне нравилось: мы общались с ребятами, что-то придумывали — это замечательно. И мне было нисколько не жалко потраченного времени. Потому что эти игры — уникальный опыт, то, что в вузе не получишь. Записываешь теорию в вузе, а потом все выветривается. А здесь я научился думать самостоятельно.

Каждую неделю мы получали два листа с финансовой и маркетинговой информацией о том, как обстоят дела других команд. О конкурентах, своих активах, пассивах, долгах. Если сотрудники нашей виртуальной компании начинали бастовать — а первое время мы им платили минимальную зарплату, так что они бастовали, — то узнаешь, сколько будут бастовать, какой убыток от этого предприятие понесет.

— А как команду собирали?

— На любую игру я сам собирал команду. Просто подходил к самым сильным ребятам своего курса и предлагал поучаствовать. Думал, какие люди нужны и как их распределить. В итоге моей задачей было сделать так, чтобы мы “сыгрались”. Так что я всегда выбирал роль лидера. Мне кажется, главное для любой команды — доверие друг к другу и умение правильно распределить роли.